Оптимальная кухня с печкой в частном доме — дизайн и конструктивные моменты
Дизайн

Правила ремонта: кухня с печкой в частном доме, дизайн и стилизация

Не так давно у застройщика, который начал ремонт, все усилия сводились к простому тезису: чисто и аккуратно. Со временем нормативы и стандарты поменялись — и, если у кого-то сегодня есть кухня с печкой в частном доме, дизайн уже должен подчиняться какой-то единой концепции, общей идее всего жилья.

Причем с обязательной оглядкой на набор функционала. Так что простое соблюдение простых, каких-то базовых гигиенических или эргономических нормативов теперь считается недостаточным. Нужен яркий образ.

Раньше и сейчас

До не такого уж давнего времени почти все дома, независимо от географии и степени отношения к городской застройке, были с печным отоплением — это массовая стандартная технология, применявшаяся на всей территории страны (да и по всему миру, собственно).

Вот почему раньше на печь в интерьере не обращали особого внимания. Это был такой же привычный предмет обстановки, как дверь, стол, окно. Случались попытки замаскировать этот довольно громоздкий предмет, подогнав печную облицовку под общий стиль комнаты или в обратном порядке, но подобные мероприятия хоть и имели место время от времени, все же проходили вяло, без излишнего энтузиазма.

Типовые решения того времени такие:

  • кирпичная печь белится — на белом фоне хорошо заметны трещины с отметинами сажи (они требуют немедленной заделки из соображений безопасности). А вообще, белый цвет немного снижает теплоотдачу массива, но зато хорошо сказывается на освещенности помещения;
  • печь с металлической облицовкой (или просто металлическая печь) натиралась специальным составом, содержащим графит — это придавало поверхности приятный матовый блеск и хорошо предохраняло от ржавчины. К тому же, в отличие от красок, графит не меняет свойств при высокой температуре, что для обогревательного прибора крайне важно.

Ну а дальше комната обставлялась по шаблонам своего времени с поправкой на личный вкус и финансовые возможности хозяев — печь абсолютно не влияла на выбор общей стилистики или подбор отдельных аксессуаров. В итоге получались два разных, независимых решения — печь и интерьер комнаты.

Правило современности

Сегодня печное отопление почти экзотика. Особенно для городского жителя. Соответственно, у большинства людей срабатывает стереотип: печь есть непременный атрибут сельской местности. Так что любая обстановка кухонной комнаты, в которой стоит печка, должна в той или иной мере вызывать ассоциации если не с дачей, то каким-то уголком провинции. Должен обязательно чувствоваться сельский дух, настрой.

На самом деле мы просто забываем, что печь — очень полезный и нужный инструментарий. Поэтому не стоит замыкаться на кантри, или каком-то ином псевдонародном стиле. Можно смело экспериментировать и пытаться добиться своей, особой выразительности.

Если человек знает, как самому подобрать дизайн спальни или прихожей в обычном доме, то и с кухней, оборудованной печью, ему справиться под силу.

Единственно, чего следует избегать, так это излишней эклектичности. Не надо без разбора мешать стили, школы, направления. Возьмите какую-то одну линию, идею в качестве основной направляющей и следуйте ей.

Но это не значит, что места для маневра не остается. Это значит, что общий образ должен получиться цельным.

Глаза боятся, а руки делают

Начнем с простого. С эксплуатации чужих идей. Точнее, с пересадки какого-то почти типового дизайнерского решения на почву, где до того произрастала одна народность. Чтобы не запутаться в терминах, попробуем рассмотреть конкретные примеры на фото.

Очень часто печь ставят в углу — так проще расставить другую мебель. Но ведь очень может статься, что печка попадет и в центр интерьерной композиции, станет главным элементом ее. Как тогда действовать? Очень просто.

Если позволяет место, добавляем к печи разделочный столик и мойку — такая круговая доступность часто эксплуатируется проектировщиками кухонь. Современно и удобно.

Прием хорош и там, где совмещена кухня со столовой или гостиной. Обычно в таких конструкциях совмещается несколько служб. Так что можно каминную часть обратить к гостиной, а что-то более утилитарное (как на картинке — дровяную плиту под казан) — сориентировать к рабочей кухонной зоне. Так и функционал не пострадает, и появится некий визуальный разделитель зон.

В такой трактовке сгодится все: классический камин и стальная закрытая топка, модный хай-тек и хулиганистый лофт. В конце концов, обыграть можно любой мотив. Было бы желание.

Викторианский вариант

До конца XVIII столетия в Англии готовили пищу на каминах. При этом мощность камина определялась его длиной — чем шире топка, тем больше вертелов или котлов можно расположить перед огнем. Существовала только линейная компоновка.

То есть, если провести аналогию с современными конфорками, то единственным компоновочным решением той эпохи было расположение их в одну линию. Так что кухонные камины выходили неприлично большими — что бы и супчик приготовить, и чайник вскипятить.

Но потом начался промышленный бум, а на смену дровам пришел пусть и калорийный, но довольно вонючий каменный уголь. Пришлось придумывать способ, позволяющий оградить продукты от сернистого дыма. Так началась эпоха массового производства кухонных плит — металлургия уже позволяла справиться с подобной задачей.

И тут стал вопрос подключения этих плит к дымоходам. Конструкция более скромная по размерам, чем прежние камины, но и менее требовательная к дымоходам. Да и что делать с теми каминами, что уже построены?

Викторианцы ничего особо и не придумывали. Они просто задвинули новую кухонную плиту в портал старого дровяного камина. В результате труба камина стала работать и как дымоход плиты, и как вытяжка. Очень удобно.

Точно так можно поступить и сегодня. Тут и простота, и универсальность. А если добавить в интерьер скромности и убрать излишнюю помпезность, свойственную интерьерам той эпохи, то получится хороший мотив сельского фермерского коттеджа.

Мебель из простой сосны, решетчатые переплеты на окнах и дверях, основательные стулья и массивные обеденные столы, монохромная керамическая плитка на полу или состаренная половая доска — вот основные маркеры стиля.

Совсем деревня

Как уже говорилось, белить печи начали из сугубо практических соображений. Вот только лучше отдает тепло отдает поверхность, ничем не отделанная, голый кирпич. Так что во многих дачных домах хозяева и не думают чем-то маскировать кирпич — его поверхность сама по себе очень выразительная.

Обстановку и отделку в таком домике можно подчинить идее неотделанной печи. Для этого не требуется каких-то особых ухищрений. Достаточно простого дерева и однотонных панелей на стенах. Но такое пуританство допустимо разбавить контрастной мебелью или какими-то декорациями на стенах.

Особенно хорошо такой способ работает в небольших помещениях. Хотя и большая летняя кухня может только выиграть при таком подходе. Тем более, что больших затрат бюджета подобный проект не потребует.

Особая прелесть в том, что это почти панацея для тех, кто любит мастерить собственными руками, но мало знаком с печным делом — первые самостоятельные конструкции, как правило, выходят довольно неказистыми на вид. И подобный подход позволяет несовершенство формы превратить в достоинство.

Обыгрывая в подобной манере недостатки, мы как бы возводим их в разряд особых находок, индивидуальных особенностей. В несовершенстве тоже присутствует своя, неповторимая красота.

Совмещение как основополагающий принцип

В большинстве случаев выбирается какой-то один способ отделки печной поверхности. Штукатурка, изразец, металл, кирпич. Но это не правило. Это — привычка, стереотип. Так что ничего ужасного в его игнорировании не будет.

Особенно много свободы действия там, где печь большая. Большие печи означают большую площади поверхности. И как следствие — простор для выражения. Как холст художника. Чем больше габариты, тем масштабнее замысел. Многое в миниатюру не уместить.

Большие печи особенно привлекательны тем, что каждую из их стен можно украсить в своем собственном стиле. И безвкусицы в этом не будет. Точно так же обыгрываются и зоны, примыкающие к этим стенам.

На проекте ниже хорошо проработан подобный принцип пространственного мышления. Стена с кассетным камином содержит минимум украшений, тяготея к простым линиям и общему минимализму.

А в той части кухни, куда обращена русская печь, уже вполне уместна некоторая разгульность, цветистость. Тут и яркий, почти восточный изразец, и начищенный самовар, и даже современная индуктивная варочная панель. Современные элементы теряются в таком фольклорном изобилии, если не сильно часто злоупотреблять ими.

Гостевой домик

Дача — это место отдыха. К сожалению, человек не может посвящать такому увлекательному занятию большую часть жизни. Поэтому дача никак не относится к постоянному жилью — это временная зона комфорта.

Нет смысла тратиться на дачный дом так же, как и на основное жилье. Загородная эстетика всегда проще, не такая дорогая и выразительная. Часто с обыгрыванием сельских мотивов — все же помещение должно перекликаться по духу с окружающим ландшафтом.

Собственно, из вышеуказанных выкладок и происходит идея кухни как подобия уютного гостиничного номера или гостевого домика. Особенно для такого образа подходит маленькая кухня-столовая.

Плотная компоновка мебели, минимум украшений. Центр помещения свободный — там хорошо встанет большой общий стол. Натуральный цвет древесины, деревянная мебель, полы, рамы, потолки, гардины. Льняные занавески или стилизованные под самотканые, простой рисунок на ткани и лоскутные половики.

Простота здесь не означает неудобство и отсутствие комфорта. Это всего лишь образ, отключающий нас от переизбытка городской суеты и помогающий расслабиться.

Скандинавский подход

Примирить современность и архаику позволяет так называемый скандинавский стиль — своеобразная проработка прованса. Такое северное кантри, изначально ориентированное на современные стандарты комфорта.

Для скандинавского стиля нехарактерны технологические изыски и контраст модных материалов вроде стекла и стали. Это прежде всего камень и дерево, дополненные мягкой натуральной палитрой. Такая обстановка подойдет грубоватому камину из камня или кирпича. Этакая смесь природной асимметрии и человеческого перфекционизма.

Последние пожелания

В Европе есть несколько различных подходов к созданию интерьерных образов. Можно, например, построить современный дом и стилизовать его под старую постройку. Так часто поступают и у нас.

Но есть и другой метод. Когда старую постройку — очень даже вероятно, что и производственного предназначения — приспосабливают под жилье.

Что-то подобное можно совершить и у нас — из старого дома создать удобное и современное жилье. Просто не стоит бояться собственных идей и поменьше оглядываться на чужие мнения. Самый удобный и комфортный дом для человека тот, в котором удобно и комфортно ему.

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям:
  • 15
  •  
  • 2
  •  
  •  
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Оставить комментарий